Airenyérë Maitienáro Rusсafinnë (airenyere) wrote,
Airenyérë Maitienáro Rusсafinnë
airenyere

Пещера Торхола

В качестве предупреждения: это история моего лазанья в пещеру Торхола - длинная и с большим количеством подробностей и фотографий.

Фотография сделана в "тронном зале" пещеры Торхола или Торхолской пещеры (Torholan luola) на берегу озера Лохья (Lohjanjärvi).

Пещера Торхола - крупнейшая в Финляндии известняковая карстовая пещера, промытая водой в камне. Возникла предположительно в конце ледникового периода. Находится в заповеднике Каркали (Karkalin luonnonpuisto).

Для крупнейшей известняковой пещеры она совсем небольшая - всего метров 30 в длину и метров 12 в глубину, но для Финляндии и это впечатляет, поскольку с пещерами тут вообще не очень - гранит же в основном, а его пойди промой. Известняка мало. Даже в Торхола он там вперемешку с гранитом. В общем что промылось - то промылось.

А мы долждались теплых и сухих дней Руска (золотой осени) и отправились осматривать сию достопримечательность. Вот погода какая чудесная:

[Читать дальше]

Пещера располагается на высоком скальном берегу озера - вниз к озеру даже сделаны перила на спуске, крутой потому что спуск.

Но мы к озеру вначале спускаться не стали, а пошли сразу к пещере, поскольку приехали вечером и до заката оставалось часа полтора.

Вход в пещеру порядком зарос деревьями и кустарником.

Наверху буйная растительность.

А вообще, несмотря на сравнительно небольшие размеры пещеры, всё равно все эти древние камни выглядят намного внушительней по сравнению с живым существом.

Кстати, просматривая фотографии, заметила, что в пещере цвета почему-то отсвечивают в синеву. Моя черная куртка на многих фотографиях синеватая, и даже глаза в синеву, хотя на самом деле зеленые.

Пещера условно делится на три части: 1) прихожая, 2) зал, который мы назвали тронным залом, и 3) погреб или подземелье, хотя там собственно всё - подземелье, но если уж продолжать аналогию с замком...

"Трон" в "тронном зале" - это здоровый упавший с потолка камень, через который надо перелезть, чтобы пройти дальше. Еще один упавший камень находится в конце подземелья и делает пещеру непроходимой насквозь. На информационной доске около пещеры кроме схемы и краткого описания - честное предупреждение, что лазанье в пещеру - на свой страх и риск, ибо подразумевает приличное физическое состояние и отсутствие фобий. Кроме того, необходимо и погоду учитывать, поскольку при сильном дожде узкие лазы могут наполняться водой очень быстро. Без фонаря, понятное дело, в пещере делать вообще нечего.

Заходим в "тронный зал".

Пещера очень красивая. Просто дух захватывает. В самом высоком месте высота зала - около 9 метров.

"Трон" - бесподобен:

Некоторые коридоры - не промоины, а разломы и трещины в камне.

Выход выглядит уже очень далеким и маленьким.

Пещерные жители :)

После главного зала путь можно было продолжить либо обратно наружу, либо ниже в подземелье. Спуск в подземелье возможен только ползком. Сначала надо подлезть под нависающий каменный массив. Подлезть непросто, мне пришлось снять даже маленький рюкзак, с ним не пролезала. Под нависающим камнем ход уходит вниз. Выпрямиться невозможно совсем, надо складываться буквой "г", чтобы спутиться в лаз. Само собой, лезть стоило только ногами вперед, сначала вползти под камень, а потом спускать ноги в вертикальную дыру.

Вот так выглядит дыра:

Часть фотографий сделана со вспышкой, поскольку света фонаря не хватало совсем.

А это я подлезши под камень.

Вот уже совсем влезла и ноги в дыре.

Утянулась в дыру:

Спуск в вертикальный лаз - отдельное удовольствие, хоть глубина его и небольшая - всего полтора метра до опоры. Но во-первых, не видно, что там, а во-вторых, ощущение ненахождения опоры пока туда сползаешь под нависающей плитой - крайне неприятно.

В подземелье-погреб захотела лезть только я, венно заявил, что продираться там ползком категорически не хочет. С другой стороны, в любом случае при таких спусках лучше если один - наверху.

Вот я почти спустилась в лаз, только голову видно.

А это уже я совсем на дне.

Без вспышки выглядит более мрачно.

От вертикального лаза опять нужно было ползти, на этот раз горизонтально. К счастью, почти постоянно можно было ползти на коленях, а не на локтях. Вот через такие щели в том числе.

Ползу:

На мое счастье в пещере оказалось абсолютно сухо и относительно чисто. То есть мусора-то там и так нет, но даже пыли было не много, поскольку твердый камень в основном.

Горизонтальный лаз приводит собственно в погреб - довольно большое помещение, где в самой высокой точке можно даже стоять в полный рост.

Поскольку погреб находится уже довольно глубоко под землей, там свой микроклимат и температура практически постоянна зимой и летом. Зимой там зимуют летучие мыши, если верить информационному щитку. Вот такие:

Мышей я не встретила - ни летучих, ни обычных. Видимо, из-за теплой осени летучие еще не собрались на зимовку, а может просто маскировались хорошо - всяких щелей там полно и из погреба в стороны расходятся разной величины ходы, которые сужаются так, что по ним далеко не пролезешь.

В маленьком помещении света фонаря хватило на удивление хорошо даже для вполне приличных фотографий. Вспышкой много пользоваться не хотелось, чтобы не подвергать местных жителей лишнему стрессу. Вообще я была морально готова даже встретить там какую-нибудь животину вроде енота. Но встретила только пауков, каких-то многоножек и бабочек.

В погребе выяснилось, что если кричать оттуда, то наверху слышно только, если кричать в проход, и другой должен находиться у "колодца", который идет вниз. Это в общем-то было ожидаемо, но хотелось проверить. Правда, особо активно я там не орала, поскольку в пещерах этого делать как-то не хочется.

Вот что не проверила, так это работает ли там мобильник, поскольку мобильник остался наверху в рюкзаке у "колодца". Скорей всего не работает, камня сверху многовато.

Из погреба идет очень узкий ход немного под уклоном вниз и именно он заканчивается упавшим камнем. С минуту я колебалась - лезть или нет. Потом подумала, что раз уж до погреба долезла, то почему бы уж до конца не долезть.

В последний ход лезть надо было ползком на локтях. К счастью, это все ж таки не шкуродер и там можно было повернуться на бок или на спину. И вот я влезла, проползла вперед и перевернулась на спину осмотреться и передохнуть. На секунду положила фонарь так, что стало совсем темно. И вот тут в памяти всплыли "восхитительные воспоминания" о нахождении в каменном мешке, о чем мне иногда кошмары снятся. В качестве терапии - чтобы не начать в панике выдираться из лаза - не придумала ничего лучше как сфотать вход (он же выход) - что мол вот он, не замурован :)

Ход, как и следовало ожидать, заканчивался тупиком, то есть камнем. Вылезать оказалось неудобно, чего тоже следовало ожидать, поскольку вылезать пришлось задом наперед - развернуться было невозможно.

Мой довольно напряженный фейс, зажатый между полом и потолком.

Возвращение из погреба было ничем особенно не примечательным, пока я не добралась до "колодца". Опять же, чего и следовало ожидать, подняться из "колодца" - сложнее, чем туда спуститься. Подпрыгнуть и подтянуться вверх невозможно, ибо каменная плита сверху.

Мне было интересно попытаться - удастся ли вылезти без того, чтобы венно вытягивал меня за руки. Удалось :) - упираясь ногами в стены и потихоньку вползая под плиту.

Вот после честного пролезания по всей пещере я и посчитала себя вправе сфотографироваться в тронном зале на "троне" :)

А это мы уже выходим. Свет в конце тоннеля.

О, небо!

Что ж, было здорово :)

Не могу сказать, что в пещере мне было некомфортно (за исключением самого узкого хода), но в лесу все же лучше, чем под землей :)

Вечер нас порадовал чудесным закатом на озере.

Это я отхожу от подземелий :)