Вроде бы про Помпеи я и книгу читала и фильм смотрела, но увиденное своими глазами потрясло совершенно на другом уровне.
Вот стала сортировать фотки, и мгновенно вернулось чувство, которое я постоянно испытывала в умершем городе - что вокруг много народу, но все они как будто за окном. О чем-то постоянного говорят, но разговоры сливаются в шелест и слова вычленить невозможно. Этакий гул, шум и гам города, только приглушенный, еле слышный.
Поскольку в Помпеях мы были в феврале, там практически не было туристов, и по пустым улицам и среди развалин домов гулял ветер, гоняя песок, мелкие камни и листья.
Не исключено, что именно ветер был причиной городского шума, а остальное доделало мое богатое воображение. Как бы там ни было, в пустом городе мы ощутили призрачность Помпей со всей силой хорошо наведенного морока.



Продолжение - под катом - [Читать дальше]
Самое для меня непонятное - собственные мысли и реакция: сильнее всего меня зацепили даже не разрушенные дома или превратившиеся в цементные памятники жители, а местная харчевня. Вот такая:


В углубления ставились чаны с едой. И вот эта вот стойка очень напомнила разные азиатские забегаловки take away, которых полно в Хельсинки, да и во всех европейских городах. Там тоже здоровенные кастрюли, в которых суп, лапша или рис.
Вот и 24 августв 79 года около двух часов дня когда началось извержение Везувия, город просто жил своей обычной жизнью... Как и мы живем каждый день. Шли по своим делам, кушали, гуляли, беседовали...

Еще одно потрясение, которое я испытала в этом городе, было знание о том, что спастись могли практически все. Из 20 тысяч жителей погибли примерно 2 тысячи. То есть большая часть все же спаслась, а ведь могли спастись все или почти все.
Информационные стенды просветили, что от разрушений, ставших следствием подземных толчков, погибло очень мало народу. Большая часть погибла только на следующий день, когда тучи раскаленного газа, образовавшиеся при выходе магмы, опустились на город - люди и животные просто задохнулись этим горящим воздухом. И только потом их завалило пеплом.
Почему они остались? В городе хозяева оставили своих рабов и слуг присматривать за имуществом. Кто-то остался сам, опасаясь грабителей и не доверяя слугам. Кто-то остался пограбить. Материя сгубила...
Кстати о материи. По иронии судьбы в Помпеях я первый раз в этой жизни посетила бордель. Его клиенты и персонал давно стали прахом, а кровати и рисунки сохранились:


Ну и сами жители. Благодаря находчивому археологу, который додумался использовать пустоты в зацементировавшемся пепле как формы для литья, жители Помпей стали памятниками в своем городе.
Вот памятник:

А вот жители:


