Airenyérë Maitienáro Rusсafinnë (airenyere) wrote,
Airenyérë Maitienáro Rusсafinnë
airenyere

Беседы с Богом о теории ролевых игр

Недавно закончила читать прелюбопытную книгу (вернее три книги - это трехтомник) - "Беседы с Богом" Нила Уолша. Во время чтения не могла отделаться от мысли, что где-то я уже это слышала. И вот примерно на середине первой книги меня осенило, что изложенное - это практически теория ролевых игр, с правилами и логикой мира, описанием подготовки и осуществления - только во вселенском масштабе. Автор, конечно, такое вряд ли имел в виду. Во всяком случае я не нашла никаких подтверждений в книге, что автор как-то связывает свою теорию с ролевыми играми, так что все нижеизложенные комментарии к авторскому тексту можно считать исключительно бредом моего сознания.

Книга пришла мне на память при обсуждении поста Wetfield «В своё ли время?» (http://wetfield.livejournal.com/713755.html?view=9104667#t9104667), когда речь зашла о том, кто выбирает для человека эпоху, в которой родиться - высшие силы или сама душа.

При попытке изложить вкратце идею «Бесед с Богом» получилось следующее: Бог как бесконечная и абсолютная энергия захотел(а) познать себя на опыте. Для этого он(а) разделил(а) себя на части и дал(а) им индивидуальность - получились души. И каждая выбирает, что хочет испытать в своем жизненном опыте. Хочет испытать самопожертвование и страдания - получите и распишитесь. Хочет семейную идиллию или пожар страстей - тоже не проблема. Хотя предварительный выбор души и не окончательное предопределение, но задает тон в жизни. Воплощаясь в тело, душа забывает, что это все не по-настоящему, а по игре (вроливается в общем абсолютно), и ее задача - осуществить себя каким-либо аспектом творения (можно и злодеем), ну и в итоге вспомнить к чему это всё.

После прочтения книги хотелось информацию для себя систематизировать и осмыслить, а вышеупомянутое обсуждение в итоге подвигло-таки написать этот пост, который включает в себя компиляцию в виде выдержек из авторского текста и мои комментарии касательно ролевых игр. Названия частей – мои, мой текст выделен жирным шрифтом, авторский текст - нормальным. Для лучшего понимания диалога реплики Бога помечены Б:, а реплики автора А:. Пост – длинный, очень.

[Читать дальше]Итак, сначала главный мастер Бог создал полигон, правила и игроков.

До начала игры

Б: В начале было только то, что Есть, и не было больше ничего. Но это Всё, Что Есть, не могло познать себя, поскольку Всё, Что Есть, – это всё, что было, и не было ничего больше. Итак, Всё, Что Есть… не существовало. Поскольку, если нет чего-то другого, – Всего, Что Есть, тоже нет.
Это и есть великое Сущее—Не-Сущее, о котором говорили мистики с незапамятных времен.

Так вот, Всё, Что Есть, знало, что Оно – это всё, что есть, но этого было не достаточно, поскольку Оно могло знать о своем абсолютном величии на уровне понятия, а не на уровне опыта. И Оно стремилось познать себя, Оно хотело знать, каково это – быть столь великим. Но это было невозможно, потому что само определение «великий» является относительным. Всё, Что Есть, не могло знать, каково чувствовать себя великим, пока не проявилось бы то, чего нет. Пока нет того, чего нет, того, что Есть, тоже нет.
<…>
Эта энергия – эта чистая, невидимая, неслышимая, ненаблюдаемая и, таким образом, неизвестная никому другому энергия решила пережить Себя как высшее великолепие, каковым Она являлась. Для этого, как Она поняла, Ей было необходимо воспользоваться внутренней точкой отсчета.

Всё, Что Есть, решило, вполне справедливо, что любая Его часть обязательно должна быть меньше, чем целое, и если Оно просто разделит Себя на части, то каждая часть, будучи меньше, чем целое, сможет взглянуть на остальное и увидеть Его великолепие.

Итак, Всё, Что Есть, разделило Себя, став в один прекрасный момент тем, что есть это, и тем, что есть то. Впервые это и то существовали совершенно отдельно друг от друга. И при этом оба существовали одновременно. Как и всё то, что не было ни этим, ни тем.
<…>
По мере того, как видимые части Меня стали определять самих себя «относительно» друг друга, то же самое делали и невидимые части.

Бог знал: для того чтобы существовала любовь, – и для того чтобы познать Себя как чистую любовь, – должна существовать ее прямая противоположность. Поэтому Бог добровольно создал великую полярность – прямую противоположность любви, всё, чем любовь не является, то, что теперь называется страхом. В тот момент, как появился страх, стало возможным существование любви как явления, которое можно пережить.
Именно об этом создании дуальности – любви и ее противоположности – говорится в различных человеческих мифологиях как о рождении зла, падении Адама, бунте Сатаны и т. п.
<…>
Б: Ваша история — вся земная драма — была создана для того, чтобы вы смогли познать, Кто Вы Есть, на своем собственном жизненном опыте. Вам специально помогли забыть, Кто Вы Есть, чтобы потом вы смогли вспомнить, Кто Вы Есть, снова и создать это.

Хорошая новость для нас – игроков – в том, что мы все часть Бога, то есть сами практически тоже боги. Плохая новость в том, что Бог захотел испытать весь опыт через нас и испытать по контрасту, то есть как хорошее, так и плохое. Еще одна новость - плохая или хорошая, это смотря с чьей стороны оценивать - в том, что все боги и все по-своему правы – то есть как те, кто выбирает отыгрывать светлых, так и те, кто выбирает отыгрывать темных. Просто золотая мечта «Черной книги Арды».

По условиям игры зло было необходимо для того, чтобы выявить добро. В материалах по подготовке РИ Сильмариллион-Экстрим 2002 игротехники Ангбанда ставили своей целью в частности «дать игрокам светлых ощущение хрупкости красоты бытия» и «создать такую тьму, чтобы объединившийся против нее свет был не толпой мальчиков с катапультами, а именно тем светом, о котором писал профессор» (http://www.treismorgess.ru/?p=331). Бог Уолша руководствовался этой же самой идеей и создал тьму, чтобы на ее фоне можно было познать свет во всем его великолепии.

При этом Бог объявил чувство вины бесполезным, сняв всю ответственность с темных, как Брайн с рядовых ангбандских игротехников. Играй того, кем ты выбираешь быть, и будет всем хорошо.


Про чувство вины и страх

Б: Чувство вины и страх — единственные враги человека.
А: Но чувство вины важно! Оно подсказывает, что ты сделал что-то неправильно.
Б: На свете нет ничего «неправильного». Есть только то, что не приносит пользы, не подтверждает истину о том, КТО ТЫ и КЕМ ТЫ ВЫБИРАЕШЬ БЫТЬ. А чувство вины лишь заставляет оставаться не таким, какой ты есть на самом деле.
<…>
Б: Никто не делает ничего неуместного, учитывая его модель мира. Я люблю вас всегда — при всех обстоятельствах. Нет «пути», по которому ты мог бы пойти, чтобы вынудить Меня не любить тебя.

Тьма и свет оттеняют друг друга, они равно необходимы по игре. У каждого своя роль. Мастер Бог дал исходные условия, правила и полигон, но каждый выбирает роль сам и отыгрывает сам со своими последствиями, которые определяются логикой мира. На свою роль можно влиять, на роли других и на полигон тоже, но меньше. При этом существуют фундаментальные законы и принципы устройства мира, которые изменить нельзя. Какой полигон и правила дали - с теми и играйте.

Одно из самых спорных утверждений Уолша – о том, что Гитлер попал в рай, вернее, не попал в ад. Не попал по одной причине – не за что наказывать, поскольку исполнял один из аспектов творения, и благодаря ему другие, наконец, увидели, на какие мерзости они могут быть способны, и поняли что такое хорошо и что такое плохо. Ада, кстати, по Уолшу, вообще нет.

В процессе игры бог Уолша – мастер щедрый, всем достается то, что они хотят. Но в этом и проблема, что учитываются желания всех. То есть если один хочет жить, а десять хотят его убить – и все желания учитываются - преимущество явно не на стороне одного. А вторая проблема в том, что руководствуется мастер логикой последствий, а также поведением и глубинными желаниями человека, которые для самого человека могут быть неочевидны, и человеком не осознаваемы.

Классический драматичный пример из РИ по логике последствий: Исходная задача – хотел спасти мир, своих, чужих или еще кого-то. Действие – пошел в Ангбанд. Тут зависит от разумности планирования и осуществления, а также действий и желаний всех задействованных сторон. Если не сложилось, то попал в плен или убит – это уже последствия в комплекте с логикой мира. Если в плен, и в сложившихся условиях выбрал не сломаться, сохранить душу, стоять до конца и т.п., то практический результат – сидишь всю игру в тюрьме, висишь на стене Ангбанда или идешь в Мертвятник. Не то чтобы именно этого хотелось изначально, но трудно отрицать, что к этому шло. При этом вышеизложенное не значит, что не стоило идти - стоило, а лишь то, что не стоит винить Бога или мастера за то, что сам пошел. Банальный отчет в своих действиях и понимание, чем может кончиться, если все пойдет не так.

Второй, не такой драматичный пример по жизни из Уолша: Желание - хочешь быть здоровым и жить долго. Действия - живешь в городе, дышишь всякой дрянью, работаешь на предприятии, которое эту дрянь в окружающую среду выбрасывает или производит, покупаешь в магазине напичканную дрянью еду, несешь в пакете домой и ешь. Результат – больница или кладбище. Это автор, конечно, утрирует, но по большому счету, где-то так все часто и развивается. Состояния мира - результат коллективного желания и игры всех участников.


Почему все происходит так, как происходит

Б: Мир таков, как он есть, потому что он не мог бы быть другим и продолжать существовать в сфере грубой материальности. Землетрясения и ураганы, наводнения и торнадо, а также, другие события, которые вы называете стихийными бедствиями, суть не что иное, как движения элементов от одной полярности к другой.
Весь цикл рождения и смерти является частью этого движения. Всё это – ритмы жизни, и всё в грубой реальности подчинено им, потому что сама жизнь есть ритм. Это волна, вибрация, пульсация в самом сердце Всего, Что Есть.

Болезни и недомогания противоположны здоровью и хорошему самочувствию, и они проявляются в вашей реальности по вашему повелению. Нельзя быть больным, не вызывая у себя, на каком-то уровне, это состояние, и можно снова стать здоровым в один момент, просто решив быть здоровым. Глубокие личные разочарования являются реакциями, которые вы выбрали, как и всемирные бедствия являются продуктами мирового сознания.

Твой вопрос подразумевает, что это Я выбираю такие события, что именно по Моей воле и желанию они происходят. Но эти вещи не происходят по моему желанию – Я лишь наблюдаю, как они происходят по вашему желанию. И Я ничего не делаю, чтобы остановить их, потому что, поступи Я так, это означало бы нарушение вашей свободы воли. Это, в свою очередь, лишило бы вас Божественного опыта, того опыта, который вы и Я выбрали вместе.

Не порицайте, поэтому, всё то, что вам кажется плохим в этом мире. Лучше задайтесь вопросом, что позволило вам судить об этом плохо и что бы вы хотели сделать – если вообще хотели бы, – чтобы как-то изменить это.
Ищи ответы внутри себя, а не вовне, спрашивая: «Какую часть моего „Я“ я хотел бы пережить сейчас перед лицом этого бедствия? Какой аспект бытия я решаю призвать?» Всё в жизни существует как инструмент, созданный тобой самим, и все ее события являются просто возможностями для тебя решить, Кто Ты Есть, – и быть Им.

Это утверждение справедливо для каждой души. Таким образом, ты видишь, что во Вселенной нет жертв, а есть только творцы. Все Мастера, которые прошли по этой планете, знали это. И ни один из Мастеров не считал себя чьей-либо жертвой, хотя многие действительно были распяты.
<…>

Б: Я всегда в курсе ваших глубинных желаний, и Я всегда даю вам желаемое. Даже когда вы делаете то, что может принести вам смерть; если таково ваше глубинное желание, вы получаете опыт умирания. Я никогда не перечу вашим глубинным желаниям.

А: Ты имеешь в виду, что, когда мы причиняем себе вред, мы этого хотим? Это наше глубинное желание?

Б: Вы не можете причинить себе вред. Вам невозможно навредить. «Вред» — это субъективная реакция, а не объективное явление. Вы можете выбирать чувствовать «вред», нанесенный вам любым случаем или явлением, но это целиком и полностью ваше решение.

Учитывая это, ответ на твой вопрос будет: «Да». Когда вы наносите себе вред, вы этого хотите. Но я говорю с позиции очень высокого, эзотерического уровня, а это не совсем тот уровень, откуда «пришел» твой вопрос. В том смысле, какой ты в него вкладываешь, в смысле сознательного выбора, я скажу: «Нет». Вы причиняете себе вред не потому, что «хотите» этого.

Ребенок, которого сбивает машина, потому что он выбежал на проезжую часть, не «хотел» (желал, стремился, сознательно выбирал) быть сбитым.

Мужчина, который всё время женится на женщинах разной внешности, но одного и того же типа — который ему совершенно не подходит, — не «хочет» (желает, стремится, сознательно выбирает) несчастливого брака.

О человеке, который бьет себя по пальцу молотком, нельзя сказать, что он «хотел» этого. Происшедшее с ним не было результатом желания, стремления, сознательного выбора.

Однако, все объективные явления притягиваются к вам подсознательно; все события создаются вами бессознательно; каждого человека, место или вещь в вашей жизни вы притягиваете к себе сами, — создаете своим Я, если хочешь, — чтобы обеспечить себя точными и идеальными условиями, идеальной возможностью пережить то, что вы хотите пережить в своем развитии.

Ничего не может случиться — это Я говорю тебе, — ни одного события не может произойти в твоей жизни, если оно не является идеальной возможностью исцелить, создать или пережить то, что ты сам желаешь исцелить, создать иди пережить, чтобы быть Тем, Кто Ты Действительно Есть.

А: И кто же я в действительности?

Б: Тот, кем ты выбираешь быть. Любой аспект Божественного, которым ты желаешь быть, — вот Кто Ты Есть.

Если всё можно выбирать или не выбирать, то возникает законный вопрос, неужели у какой-то души может добровольно возникнуть желание выбрать для себя боль или зло, когда она еще находится в абсолютном мире и может оценивать происходящее в игровом мире со стороны. По Уолшу очень даже может, например, из любопытства или жажды познания или из желания создать красивую игру.

Зачем в мире по Уолшу души хотят испытать себя на прочность или еще на что-то, зачем хотят найти и возможно сломать свои границы? Вопросы все те же, что и в мире РИ. Почему перворожденные покинули Валинор - им же там хорошо было? Зачем светлые устраивают паломничество в Ангбанд когда результат предсказуем (речь не о военной вылазке, а когда один да еще без оружия)? По первому вопросу в Сильмариллионе объяснения есть, хотя, видимо, не совсем исчерпывающие, раз возникла дискуссия. А по второму по игре и по жизни причины, конечно, у всех свои, а ответ по Уолшу – в первой притче о маленькой душе.



Первая притча о маленькой душе

Б: Однажды была душа, которая знала, что она есть свет. Это была новая душа, и ей очень сильно хотелось опыта. «Я есмь свет, – говорила она. – Я есмь свет». Однако все знание об этом и все слова, сказанные об этом, не могли заменить опыта. В тех сферах, откуда пришла эта душа, не было ничего, кроме света. Каждая душа там была великой, каждая душа была великолепной, каждая душа сияла всем блеском Моего потрясающего света. Таким образом, эта маленькая душа была подобна пламени свечи на фоне солнца. Находясь посреди величайшего света, частью которого она являлась, она не могла видеть себя, равно как и ощущать себя как то, Кем и Чем Она Является в Действительности.

Случилось так, что эта душа не переставала жаждать познания самой себя. И настолько велика была эта жажда самопознания, что однажды Я сказал: «А знаешь ли ты, Малышка, что ты должна сделать, чтобы утолить эту свою жажду?»

- «Что, Боже, что? Я сделаю все что угодно!» – сказала маленькая душа. «Ты должна отделить себя от всех нас, – ответил Я, – и затем ты должна будешь призвать на себя тьму».
- «Что такое тьма, о Святейший?» – спросила маленькая душа.
- «То, что не есть ты», – ответил Я, и душа поняла.

И тогда душа сделала это. Она отделила себя от Всего, да-да, и отправилась в другой мир. И в этом мире у души была власть призвать в свой опыт всевозможные разновидности тьмы. Что она и сделала.
Однако посреди всей этой тьмы она кричала: «Отец, Отец, почему Ты оставил меня?»

Иными словами познание света и тьмы – дело добровольное и нечего жаловаться, если сам на этот опыт вызвался, будь ты хоть сам Иисус Христос.

Во второй притче о маленькой душе описывается распределение ролей по взаимной договоренности и побуждения добрых игротехников Ангбанда.


Вторая притча о маленькой душе

Б: Ты помнишь притчу О Маленькой Душе и солнце, которую я приводил в Книге 1?
А: Да.
Б: У этой притчи есть продолжение. Вот оно:

— Ты можешь выбрать быть любой Частью Бога, какой пожелаешь, — сказал я Маленькой Душе.
— Ты — это Абсолютное Божественное, переживающее Себя. Какой Аспект Божественного ты хотела бы сейчас испытать через Себя?
— Ты хочешь сказать, что у меня есть выбор? — спросила Маленькая Душа. И Я ответил:
— Да, ты можешь выбрать испытать любой Аспект Божественного в себе, с помощью себя, через себя.
— Хорошо, — сказала Маленькая Душа, — тогда я выбираю Прощение. Я хочу испытать свое Я, как тот Аспект Бога, который называется Всепрощением.
— Да, но, представь себе, это довольно сложная задача.
— Прощать некого. Всё, что Я создал, — Совершенство и Любовь.
— Некого прощать? — несколько недоверчиво спросила Маленькая Душа.
— Некого, — повторил Я. — Посмотри вокруг. Видишь ли ты хоть одну душу, менее совершенную, менее удивительную, чем ты?

При этих словах Маленькая Душа повернулась вокруг и с удивлением обнаружила, что ее окружили все души, собравшиеся на небесах. Они пришли со всего Царства, ибо услышали, что Маленькая Душа ведет необычный разговор с Богом.

— Я не вижу ни одной, менее совершенной, чем я! — воскликнула Маленькая Душа. — Кого же мне прощать?
Тогда из толпы вышла другая душа. — Ты можешь простить меня, — сказала эта Дружественная Душа.
— За что? — спросила Маленькая Душа.
— Я приду во время твоей следующей физической жизни и сделаю что-то такое, за что ты должна меня простить, — ответила Дружественная Душа.
— Но что? Что можешь ты, существо столь Прекрасного Света, сделать мне, за что я должна буду прощать тебя? — пыталась выяснить Маленькая Душа.
— О, — улыбнулась Дружественная Душа, — я уверена, мы сможем что-нибудь придумать.
— Но почему нам может захотеться сделать это? — Маленькая Душа не могла понять, почему столь совершенное существо может захотеть снизить свои вибрации настолько, чтобы действительно сделать что-то «плохое».
— Просто, — объяснила Дружественная Душа, — я сделаю это, потому что люблю тебя. Ты хочешь испытать себя как Прощающую, не так ли? К тому же ты сделала то же самое для меня.
— Я сделала?
— Конечно. Разве ты не помнишь? Мы были Всем Этим.
<…>
— И мы сделали это по договоренности, чтобы каждая из нас могла испытать себя как Величайшая Часть Бога. Ибо мы понимали, что…
— При отсутствии того, чем Ты Не Являешься, Того, Что Ты ЕСТЬ, НЕТ.
— При отсутствии «холодного», ты не можешь быть «теплой». При отсутствии «грустного», ты не можешь быть «счастливой», при отсутствии того, что называют «злом», нельзя испытать то, что ты называешь «добром».
— Если ты выбираешь быть чем-то, кто-то или что-то противоположное этому должно обнаружиться где-то в твоей Вселенной, чтобы сделать это возможным.

Потом Дружественная Душа объяснила, что эти люди — Особые Ангелы Бога, а эти условия — Подарки Бога.

— Я попрошу взамен только одну вещь, — заявила Дружественная Душа.
— Всё, что угодно! Всё, что угодно! — закричала Маленькая Душа. Она была очень взволнована, узнав, что может испытать каждый Божественный Аспект Бога. Теперь она поняла План.
— В тот момент, когда я буду бить и терзать тебя, — сказала Дружественная Душа, — в тот момент, когда я буду делать худшее из всего, что ты можешь себе представить, — в этот самый момент… помни, Кто Я Есть в Действительности.
— О, я не забуду! — пообещала Маленькая Душа. — Я буду видеть тебя столь же прекрасной, как сейчас, и буду помнить, Кто Ты Есть, всегда.

Хотя начал Уолш с того, что все работы (то есть роли) хороши, и можно выбирать на вкус, к концу третьей книги у Бога все-таки обнаружились некоторый представления об идеально светлом игроке и направленные на него ожидания. Ох уж эти ожидания...

Правильный светлый - мечта любого мастера

Б: Ты не сердишься, когда кто-то недобр, потому что тебе нет надобности в том, чтобы они были добрыми. Ты не сердишься, когда кто-то не любит тебя, потому что тебе нет надобности в том, чтобы они тебя любили. Ты не сердишься, когда кто-то жесток, обижает или хочет причинить тебе ущерб, потому что тебе нет надобности в том, чтобы они вели себя как-то по-другому, и ясно, что тебе невозможно причинить ущерб.

Случись кому-то захотеть лишить тебя жизни, ты тоже не будешь в гневе, потому что ты не боишься смерти. Когда ты лишен страха, уйдет и всё остальное, и ты не будешь сердитым. Внутренним чувством, интуитивно, ты знаешь, что всё, что ты создал, можно создать снова или, что важнее, — всё это не имеет значения.
<…>
А: Как нам обрести внутренний покой, когда мы голодаем? Быть в безмятежном состоянии, когда мы испытываем жажду? Оставаться спокойными, когда мы мокрые, нам холодно и нет крыши над головой? Как нам избежать гнева, когда наши любимые умирают без всякой причины?

Ты говоришь так возвышенно, но что толку от такой поэзии? Чем это поможет эфиопской матери, на глазах у которой умирает истощенное дитя, потому что нет ни ломтика хлеба? Или мужчине из Центральной Америки, которому пуля разорвала тело, когда он пытался помешать военным захватить его деревню?

Что может сказать Твоя поэзия женщине из Бруклина, которую бандиты изнасиловали восемь раз? Или ирландской семье из шести человек, которые погибли от разорвавшейся бомбы, подложенной в церкви во время воскресной службы?

Б: Нелегко такое слышать, но Я говорю тебе: Во всём есть совершенство. Стремись видеть совершенство.
<…>
Другими словами, даже в разгар величайшей трагедии увидь великолепие процесса. Даже если ты умираешь с пулей в груди, даже если тебя насилует банда. Сейчас это воспринимается как что-то невозможное. Но когда ты приблизишься к Божественному Сознанию, у тебя это получится.

Конечно, ты не должен этого делать. Всё зависит от того, как ты хочешь пережить момент.

До какого же предела светлый должен быть светлым, чтобы этой роли соответствовать?

В общем, прямо как в анекдоте: «если вас насилуют, то расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие». Высокоразвитое существо по Уолшу - если кто-то его убивает - не будет сопротивляться, «оно просто оставит свое физическое тело и перейдет на уровень нефизического опыта». Да, а потом вернется из Мертвятника-Мандоса-Абсолютного мира в новой роли дальше выявлять в себе свет. Ну хорошо, с собой в какой-то ситуации это еще можно представить (жертвенность и все такое), хотя и сложно, но вот если убивают близких... Нет, идеальный светлый - это уж слишком - непротивление злу насилием в квадрате. К счастью, по Уолшу отыгрывать можно кого угодно. И все будет хорошо и правильно, лишь бы роли соответствовать, или, говоря словами автора «быть тем, кто ты есть в действительности».

Для себя я в итоге сделала несколько выводов. Лично из меня идеального светлого игрока по Уолшу точно не получится. К счастью или несчастью если даже душа моя о чем-то и договаривалась, то я этого не помню. И, как я уже писала в комментариях, зло по жизни невозможно воспринимать как игру. Или хочется тогда отыграть ему как следует в бубен. И уж точно не расслабляться и получать удовольствие как в анекдоте. Но в принципе в идее выбора душой того, что она хочет пережить и где, что-то есть. Хочется только надеяться, что душа знала что делала, делая выбор.
Tags: РИ, Сильмариллион, Там наверху
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments